izborskiy_club (izborskiy_club) wrote,
izborskiy_club
izborskiy_club

Categories:

"Тотальный диктант" и проблемы образования

школа

В минувшее воскресенье по всей России и зарубежом состоялась 13-я ежегодная образовательная акция - "Тотальный диктант". В этом году акцию поддержали более 700 городов в 68 странах мира.

В 2016 году в акции приняли участие рекордные 146 тысяч человек, что в полтора раза превышает прошлогодние показатели. Однако результаты практическ не отличаются: в этом году написать "Тотальный диктант" без ошибок смогли только 1-2%.

Как сообщила руководитель проекта Ольга Ребковец, одной из главных проблем для участников стала пунктуация при оформлении прямой речи. Кроме того, затруднения вызвали слова с «не», заканчивающиеся на «-мый», и почти треть писавших диктант не знали, слитно или раздельно пишутся «нескончаемый» и «нескрываемый». Непростыми для пишущих диктант оказались и слова, которые должны были быть им знакомы по курсу истории, например «финикийцы» и «эллины».

"Во всех частях диктанта была прямая речь, где слова автора были внутри, и здесь неожиданно для нас появилось большое количество ошибок. Нам казалось, что правило очень хорошо отработано в школе, но такой чуть нетривиальный момент, когда прямая речь обрамляет слова автора, привел к тому, что внутренние знаки пунктуации вызвали у людей проблемы", - цитирует РИА "Новости" Кошкареву.

Вместе с тем, по словам Рябковец, тренд набдюдается всё же положительный. "По моим ощущениям от проверки, количество работ, в которых допущено 20-30 ошибок, становится все меньше и меньше, а зоны "хорошей" становится все больше. Так что динамика положительная", - сообщила Кошкарева.


Комментарии экспертов

Виктор Шудегов:

Уровень текста был ниже среднего, в наше время, когда мы учились, с ним бы справилось преобладающее большинство школьников. Сам я физик, но вырос в семье учителей, мама преподавала русский язык, поэтому приходилось не просто грамотно писать, а ещё и правила запоминать.

Результаты «диктанта» - итог реформы, которая проведена нашим Министерством образования и науки. Внедрение ЕГЭ в систему школьного образования даёт свои негативные плоды. Ребятишки моментально приспособились, что нужно для получения аттестата, а что можно не учить. Сочинение мы вернули в школы, но оно, к сожалению, оценивается по принципу «плюс-минус», значительная часть наших ребятишек просто не знают грамматику. Надо целенаправленно этому учить. Как мне говорили сотрудники кафедр русского языка - чтобы восстановить утерянное, понадобится десяток лет.

Молодые люди прагматичны. Когда они пишут всевозможные тексты в социальных сетях, то зачастую обходятся без знаков препинания. Я, например, если идёт прямая речь, обязательно ставлю и двоеточие, и кавычки. Но надо каждый раз переключать клавишу регистра на айфоне. А молодёжь спокойно обходится без знаков препинания, потому что «и так понятно».

Кстати, совсем недавно, когда шли дебаты по стандартам средней школы, была попытка русский язык, государственный язык Российской Федерации, отнести к предметам по выбору школьника. То есть четыре обязательных предмета, шесть по выбору, получалось десять предметов вместо двадцати. Прекрасно читается цель «реформы». Будут введены федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), в которых только десять предметов. А в законе «Об образовании» есть статья пятая, которая гласит, что образование является бесплатным, но только в рамках ФГОС. Следовательно, за всё, что не вошло во ФГОС, надо платить - либо родителям, либо муниципалитетам, либо каким-то ведомствам.

Вот ещё одно новшество: Министерство сделало заявление о том, что пора бы отменить заочное образование. Я крайне отрицательно отношусь к этой идее. Заочное образование сыграло очень важную роль в истории России. У нас огромные расстояния, многие люди просто не имеют достаточных средств, для того чтобы учиться, не работая. Надо защищать эту отрасль. А Министерство образования заслужило за свою работу однозначную «двойку».

Татьяна Миронова:

О диктанте надо судить не по пятёркам, а по количеству четвёрок и троек. Если четвёрки и тройки преобладают над двойками, тогда мы имеем достаточно грамотное население. Существует три вида орфографической грамотности. Врождённая грамотность – это талант, сродни таланту музыканта, художника; таких людей не надо учить орфографическим правилам, у них работает интуиция. Есть начётническая грамотность, самая важная, когда зрительная память, благодаря чтению, нам диктует: как надо писать, в этом случае учат лишь в малой степени. И, наконец, третий вид – дрессированная грамотность, основанная на знании и зубрёжке правил. Собственно говоря, на пятёрки пишут люди с врождённой грамотностью. А на четвёрки и тройки пишут любители чтения, люди образованные, люди, которые хотят мыслить, которым не хватает в жизни слов, а слова отражают и образ мыслей тоже. А двойки получают те, кто когда-то учил, но забыл правила, и про книги во взрослом состоянии редко вспоминает. Очень важна и грамотность пунктуационная – как расставить запятые, точки, тире. Пунктуация – это законы логики мысли, запечатлённые в предложении. Пунктуационные ошибки показывают неспособность человека думать, размышлять, анализировать.

Не нужно ориентироваться на пятёрки, нужно сетовать, что много двоек. Правда, я проанализировала тексты – там очень простая орфография, но пунктуация с большим числом авторских тире и двоеточий. А это те случаи, где можно поставить и запятую. Если можно варьировать пунктуацию, то перед нами элементарная ловушка, чтобы избежать большого количества пятёрок и четвёрок.

На мой взгляд, «Тотальный диктант» – это хорошая добросовестная игра для интеллектуалов, но всеобщей любви к русскому родному языку она не воспитывает. Воспитывает любовь к русскому языку - любовь к слову, к чтению, о чём и в школе давно-давно забыли. ЕГЭ совершенно не готовит нас не только к диктантам, но и просто к жизни. В экзамен необходимо включать как можно больше сочинений и изложений. Только так можно воспитать мыслящее, думающее поколение. А без этого не получить ни учёного, ни инженера, ни врача, ни высококлассного рабочего, потому что если он не может думать, то чего мы можем ждать от его действий в нашу эпоху какого-то сверхтехнического прогресса.

Почему эта простая мысль о том, что русский язык – это школа мысли, школа воспитания думающего человека, не овладела Министерством образования? Законный вопрос. И законный ответ: а вы лицо министра образования видели? На мой взгляд, он «Тотальный диктант» не напишет, а уж сочинение «Как я провёл лето» тем более. Если люди внизу станут умнее тех, кто наверху – наверное, это опасно для власть предержащих. Тогда не пройдут ни приватизации, ни оптимизации, которыми нам морочат голову. Мы не можем перевести всё это на русский язык и думаем, что шибко умные люди придумали это для нашего блага. Поэтому для министра образования, хоть он и доктор наук, лучше, когда подрастающее поколение у нас воспитывает не учитель русского языка и литературы, а телеящик с картинками, которые сопровождаются несложными репликами, почти междометьями. И таким образом «поколение вау». Знаете, есть такое импортное междометие? Именно так детей приучают отвечать на всё увиденное и услышанное. «Вау!» и больше ничего.

Быдлом управлять легко и удобно, достаточно заложить три команды в их жизни: фобии, эйфорию, когда нужно развлечь, и апатию (равнодушие), когда речь пойдёт о судьбах страны. На этих трёх сигнальных системах мы и должны прозябать. Но я не думаю, что элита, которая воспитывает своих детей в престижных заведениях, будет потом способна на какие-то прорывы. Давно замечено, что талант, высокоодарённый человек может вырасти только в среде, где высока средняя образованность. То есть буквально гений музыки не может в безмузыкальном пространстве родиться, а гений литературы в бессловесном обществе. Так что элитарии будут таким же быдляком, может быть, только со знанием иностранного языка.

Так что выход один: преподавать русский язык, заставлять детей писать сочинения, изложения и тем самым воспитывать поколение думающих людей. Но нужно ли это сегодня власти? Я сомневаюсь.

http://zavtra.ru/content/view/diktant/


Tags: образование
Subscribe

promo izborskiy_club november 21, 2016 22:00 1
Buy for 20 tokens
В Севастополе открылось региональное отделение Изборского клуба. В рамках сообщества интеллектуальные элиты страны оказывают огромное влияние на формирование патриотически ориентированной государственной политики во всех сферах. Теперь их деятельность расширилась ещё на один регион. Более 30…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments